Четверг, 25.04.2024, 10:33

Главная Регистрация ВХОД
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
Категории раздела
методические разработки [44]
Благоустройство
300 лет Кузбассу
SOTKA - воркаут
дистанционное
Ипотека
ТОСЭР
Перепись
ПАЗЛ ДОБРА
За жизнь
  • Департамент охраны здоровья Кемеровской области
  • Материалы ЗОЖ для детей и подростков
  • Буклеты и листовки о ЗОЖ
  • ссылки
  • Сайт Министерства спорта
  • Сайт Министерства образования
  • Портал "Российское образование
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Департамент Кем.области
  • Сайт Анжеро-Судженска
  • Официальный сайт для размещения информации о государственных учреждениях
  • Журнал "Кузбасс спортивный"
  • Антидопинговый онлайн курс
  • Ресурсы
    Официальный сайт
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
     Каталог файлов
    Главная » Файлы » Файлы » методические разработки

    МЕТОДЫ и ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СПОРТЕ
    21.10.2014, 06:32

    Центральным методом воспитательного воздействия является метод убеждения. Предполагаются самые разнообразные способы убеждающего воздействия:

    информационно-доказательные (рассказ, объяснение, разъяснения, лекции, инструктаж);

    самостоятельный поиск воспитанниками информации (наблюдения, экскурсии, походы, экспедиции, библиографический поиск, поиск через СМИ);

    творческая самостоятельная работа;

    самоубеждение через обсуждение проблемы и убеждение других (доклад, дискуссия, диспут, конференция).

    Необходимым условием успеха в спорте и важным фактором нравственного совершенствования личности спортсмена является его творческая самостоятельная работа.Тренеру-преподавателю целесообразно знать ряд условий, определяющих успешность формирования убеждений:

    –тренер-преподаватель должен иметь достаточно высокий авторитет у воспитуемых, быть образцом нравственности;

    – невозможно убедить других, не будучи убежденным самому;

    – стремясь сформировать убеждение у своего подопечного, тренер-преподаватель должен вызывать сопереживание, чувство гордости, ощущение радости или эмоционального подъема;

    – убеждение нельзя формировать путем нотаций, декларирования, необходимы аргументы, доводы, яркие факты; необходимо подвести воспитуемого к собственному правильному решению.

    Среди приемов убеждающего воздействия выделяют следующие: «уважение», «сочувствие», «предостережение». Убеждая, необходимо использовать способы влияния на психическую сферу формирующейся личности спортсмена, среди них внушение, заражение, подражание. Остановимся на подражании - «пример».

    Юные спортсмены наиболее часто выбирают жизненные примеры следующим образом:

    1) выбор идеала определяется увлекательным течением событий, ярким рассказом, интересной книгой, кинофильмом, вызывающим восхищение. Характерно для младшего школьного возраста (7-10 лет).

    2) образец близок к выбирающему, он имеет, по мнению подростка, тот же характер, но более сильный, те же жизненные устремления, нередко занимается тем же видом спорта, живет в том же дворе, учится в той же школе. Типично для подростков (11-14 лет).

    3) идеал наделен чертами, противоположными чертам данного человека. Так, неуспевающий в школе выбирает эрудита, безвольный - волевого, скромный- активиста. Так поступает большинство юношей и девушек (более 65%).

    4) в основе выбора героя лежит привязанность, признательность, любовь к старшему. Этот путь особенно характерен для части девочек и девушек. Для формирования ценного поведения спортсмена необходимо специально организовывать повседневное повторение в различных обстоятельствах элементов поведенческих актов.

    Выделяют следующие методы формирования привычного поведения: упражнения – приучение – поручение – конфликтные ситуации – воспитывающие ситуации.

    Реализация метода «упражнения» предполагает использование метода убеждения, стимулирующих методов и собственно тренировки привычек культурного поведения.

    Метод «приучение» целесообразно использовать тогда, когда требуется за короткий срок сформировать необходимые навыки поведения. Тренер-преподаватель объясняет воспитанникам, почему надо вести себя именно так, а не иначе; показывает образец правильных действий; требует от детей соответствующего поведения, контролирует его; добивается регулярного повторения требуемого поведения. Выделяют следующие группы:

    а) приучение к преодолению трудностей спортивной тренировки;

    б) приучение к действиям в коллективе и для коллектива;

    в) приучение к дисциплине путем систематических требований, распоряжений, приказаний и т.д.

    г) приучение к самостоятельным и инициативным действиям.

    Метод «поручения» дает возможность спортсмену пережить и проявить свою ответственность перед группой, наставником, самим собой. Важно, чтобы поручение не было формальным.

    «Конфликтная ситуация» как метод воспитания, заключается в использовании стихийно возникающих острых противоречий в отношениях юных спортсменов в педагогических целях.

    Метод «воспитывающих ситуаций» предполагает, не нарушая свободу воспитанников упражнять их в правильном поведении.

    Воспитательная ситуация в спорте - это подготовленный тренером фрагмент деятельности детей заранее заданными условиями и обстоятельствами, которые формируют определенный тип отношений. К методам воспитания, активно побуждающим спортсмена к действию, относятся следующие стимулирующие методы:

    – поощрение;

    – ситуация переживания успеха;

    – сюжетно-ролевые игры;

    – доверие;

    – постановка радостной перспективы; -

    – снятие напряжения в отношениях;

    – обращение к чувству;

    – сравнение, соревнование, конкуренция;

    – требование;

    – общественное мнение;

    – метод естественных последствий;

    – метод взрыва;

    – принуждение.

    Охарактеризуем некоторые из перечисленных методов. Доминирующим методом стимулирования социально ценного поведения спортсмена является поощрение.

    Тренеру-преподавателю необходимо уметь использовать всю гамму поощрений - от доброжелательного взгляда до материальных наград. Каждый воспитанник, занимающийся спортом, должен переживать ситуации успеха. Это ситуации эмоционально позитивного отклика на достигнутую совместно с наставником цель.

    Метод воспитания «снятие напряжения в отношениях» осуществляется в ходе совместного анализа сложившейся ситуации для воспитанника и возможных для него последствий. Обоюдный поиск путей преодоления трудностей, как правило, приводит к обретению ребенком уверенности в своих силах.

    Метод «обращение к чувству» предполагает активизацию педагогом одного из многочисленных чувств воспитанника: достоинство, справедливости, самолюбию, любви, состраданию и т. д.

    «Требование»- один из важных методов стимулирования и коррекции поведения ребенка. Различают требование непосредственное и опосредованное. Непосредственное требование бывает прямое и косвенное. Разновидности прямого требования: распоряжение, указание. К косвенным требованиям относятся: намек, совет, просьба, предупреждение. Опосредованные требования предъявляются через актив и общественное мнение группы.

    «Принуждение»- педагогическое воздействие, основанное на активном проявлении воли и соответствующих мер тренера-преподавателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. Принуждение должно опираться на убеждении и другие методы воспитания. Используются следующие виды принуждения: категорическое требование, запрет, осуждение провинившегося в коллективе, наказание.«Наказание»- как вид принуждения должно быть обоснованным, соразмерным поступку, своевременным, справедливым, максимально индивидуализированным.

    Оно должно исчерпывать проступок раз и навсегда, и стимулировать проявление лучших личностных качеств. Наказание не должно лишать ребенка заслуженных похвалы и наград.

    В целом, выбор метода воспитания зависит от целого ряда факторов:

    – целей и задач этапа воспитательного процесса;

    – возраста спортсмена, их индивидуальных способностей, уровня спортивной квалификации;

    – уровня развития группы как коллектива;

    – системы используемых методов и воспитательных средств;

    – уровня профессионально-педагогического мастерства тренера.

     

    Формы воспитания юных спортсменов. Совокупность воспитательных методов и средств, обусловленных индивидуальностью тренера-преподавателя, определяет форму воспитательной деятельности.

    Форма воспитания это и образ взаимодействия воспитанников с тренером-преподавателем в педагогическом процессе.

    Формы воспитания различают:

    – по продолжительности: кратковременные (несколько минут, часов), длительные (несколько дней, недель);

    – по способам влияния тренера-преподавателя: непосредственные и опосредованные;

    – по доминирующему виду деятельности: трудовая, игровая, спортивная, художественная и т.д.;

    – по уровню сложности: простые как процесс ситуативного воздействия; сложные - включающие воспитанников в многочисленные отношения;

    – по уровню новизны: традиционные и креативные;

    – по частоте повторяемости: регулярные и эпизодические;

    – по полученным результатам: информационный обмен, выработка общего решения и т. п.;

    – по количеству участников: индивидуальные, групповые и массовые.

    Рассмотрим особенности форм воспитания спортсменов, различаемых по количеству участников. Индивидуальная форма работы со спортсменами включает: беседу, диалог, разговор по душам, консультацию, обмен мнениями, совместный поиск решения проблем.

    Групповые формы работы – это и организация органа детского самоуправления и создание творческих групп.

    Коллективные формы: коллективные творческие дела, конкурсы, концерты, походы, турслеты, показательные спортивные выступления.

    К формам воспитания, успешно применяемым в деятельности спортивных школ, относятся: – спортивные праздники памяти выдающихся тренеров, знаменитых спортсменов; – фестивали вида спорта (с приглашением гостей); – акции «спорт против наркотиков», «спорт против насилия»; – тематические олимпиады; – «день открытых дверей» и т. д. Роль и место тренера-преподавателя в каждой из форм различны. Они зависят от поставленных целей воспитания, от возрастных особенностей юных спортсменов.

    С воспитанниками младшего школьного возраста тренер-преподаватель выступает ведущим организатором, с воспитанниками среднего возраста - может быть рядовым участником и воздействовать личным примером, с ребятами старшего возраста - советчиком, консультантом, участником, помощником.

    При выборе форм воспитания необходимо учитывать:

    – их развивающий потенциал;

    – принципы организации воспитательной среды в спорте;

    – конкретные воспитательные задачи на данном этапе и основные виды деятельности, в которые целесообразно включить юных спортсменов;

    – подготовленность воспитанников, их интересы и потребности;

    –уровень теоретической и практической разработанности, методические особенности;

    – оригинальность;

    – материальную базу, возможности тренера-преподавателя и родителей.

    Каждая форма воспитания требует определения конкретных способов, приемов, методов организации деятельности. В каждой из форм должен решаться комплекс взаимосвязанных задач физического, нравственного, трудового, интеллектуального, гражданского, эстетического воспитания.

    ВЫВОД:

    Для современного спорта характерен очень высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок. Пройти очень жесткий отбор на всех этапах подготовки может лишь спортсмен, обладающий хорошим здоровьем, сумевший развить свои возможности до нужных величин и обладающий способностью предельно мобилизовать их к необходимому моменту времени.

    Это возможно лишь при высочайшей мотивации достижения результата. Активность человеческой личности проявляется именно в процессе удовлетворения потребностей: естественных, культурных, материальных, духовных, стойких или сиюминутных. Потребности же эти формируются под влиянием различных жизненных факторов, в том числе и специально организованных воздействий, их формирование может быть более или менее контролируемым, более или менее успешным.

    Тренер-преподаватель и другие заинтересованные лица не могут в той или иной степени, форме не влиять на формирование потребностей спортсмена, хотят они этого или не хотят. Помимо желания сделать спортивную карьеру используется стремление человека быть здоровым, получать наслаждение от своих физических качеств. Быть здоровым– одно из величайших наслаждений человека. Эта мысль должна постоянно подчеркиваться и актуализироваться в сознании спортсмена.

    Категория: методические разработки | Добавил: Гессель
    Просмотров: 2810 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | ВХОД ]
    МБОУ ДОД ДЮСШ "Сибиряк" © 2024
    300 лет Кузбасс
    Наши достижения
    зачисление
    Спорт норма жизни
    ЗОЖ
    Я выбираю жизнь
    Видеоматериалы
    ГТО
    Год памяти и славы
    дорога победы 1945
    300 лет Кузбассу
    видеофильмы
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    Все информационные, фото, видео материалы размещены с согласия работников, родителей (законных представителей) обучающихся. Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.