Вторник, 21.11.2017, 16:31

Главная Регистрация ВХОД
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
Категории раздела
методические разработки [24]
ТОСЭР
ссылки
  • Сайт Министерства спорта
  • Сайт Министерства образования
  • Портал "Российское образование
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Департамент Кем.области
  • Сайт Анжеро-Судженска
  • Официальный сайт для размещения информации о государственных учреждениях
  • Журнал "Кузбасс спортивный"
  • Ресурсы
    Официальный сайт
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
     Каталог файлов
    Главная » Файлы » Файлы » методические разработки

    Физическое и психологическое своеобразие подготовки на начальных этапах борьбы каратэ
    26.03.2013, 12:08
       Физическое и психологическое своеобразие подготовки

    на начальных этапах борьбы каратэ

     

    Создание федераций каратэ в нашей стра­не приводит к разобщенности и неорганизо­ванности самодеятельных коллективов этой борьбы. Не может выработаться единый стиль российского каратэ, который должен вобрать все луч­шее этого древнего вида единоборства. Однако предшествующий опыт советских энтузиастов, долгие го­ды обучавшихся этому виду борьбы самостоя­тельно и под руководством мастеров, получивших подготовку за рубежом, должен быть соб­ран воедино, сохранен и использован. Это важно еще и потому, что каратэ отличается уникальными особенностями, делающими его не похожим на другие виды спортивных едино­борств.

    В заявленной теме я постараюсь на основа­нии многолетних наблюдений, самонаблюдений, врачебного контроля осветить своеобразие физической и психической подготовки при обуче­нии начальной базовой технике каратэ. Надо отметить, что с ростом мастерства и усложне­нием техники каратэ становится все более оригинальным. Происходит смещение акцента с физической тренировки на психофизиологиче­скую подготовку (тренировки своеобразной концентрации, сосредоточения специфического вида внимания), психологическую (управление аффективно-волевым настроем) и интеллекту­альную подготовку (особенности мышления с развитием комбинаторики и прогнозирования «на несколько ходов вперед», что сближает ка­ратэ с шахматной игрой).

    Сложность приемов подготовки каратистов диктуется разнообразием технических средств этого вида спорта. Более десятка стоек, удары и блоки руками и ногами, координированные со своеобразным передвижением, прыжки, под­сечки, специальные броски и подкаты составля­ют уникальную по многообразию систему.

    Однако это многообразие даже в начальных фазах объединяется несколькими основными принципами.

             1. Все движения и удары в каратэ начина­ются от бедра с последующим включением мышц живота и поясничных мышц. Лишь за­тем включаются плечевой пояс и голень, после чего следуют удары кулаком, локтем, стопой или коленом. Каратэ является искусством од­ного удара (теория «атеми»), который должен сочетать точность с сокрушающей и пронизы­вающей мощью. Ввиду бесконтактности спор­тивного каратэ эти удары намечаются, но не наносятся. Тем не менее они должны соответ­ствовать по своим параметрам боевым действенным ударам.

            2. Этот широко используемый в спорте био­механический принцип дополняется принципом максимальной психофизической концентрации. Благодаря длительным тренировкам вырабаты­вается способность посылать волну мышечных сокращений, идущую от больших групп мышц (чаще от участка тела, расположенного на 2 см ниже пупка), с последующей концентра­цией на ударной поверхности или на участке, принимающем удар. Тренировка волевой кон­центрации внимания и психической саморегу­ляции делает этот процесс произвольно управ­ляемым. На Востоке этот эмпирически извле­ченный из многовекового опыта принцип объяс­няется метафизической теорией «кеми» («уп­равляемой жизненной энергии»).

    С развитием каратэ в нашей стране этот своеобразный психофизический феномен полу­чил материалистическое, научное обоснование.

    3. Максимальная концентрация возможна лишь при соблюдении принципа максимальной релаксации. Физическое и психическое расслаб­ление в странах Востока получило метафориче­ское сравнение с «всеотражаюшей гладью спо­койного озера». Достигается это не столько мышечным расслаблением, сколько сочетанием психического покоя и готовности к предельно концентрированным действиям. Особо полез­ную роль здесь могут сыграть некоторые виды аутогенной тренировки. Надо отметить также постоянную тренировку органов чувств, особен­но зрительного анализатора. Взгляд каратиста, не зафиксированный ни на одной точке и вмес­те с тем фиксирующий все происходящее во­круг, сравнивается «с лунным светом». Очень тонко отрабатывается и кинестетическая чув­ствительность, что позволяет бойцам высоких ступеней проводить бой в полной темноте.

            4. Объектом особого внимания и трениров­ки является специфическая дыхательная гим­настика в каратэ. Концентрированный резкий выдох в момент удара или блока из легких, на три четверти заполненных воздухом (при этом развивается максимальная мощность уда­ра), сопровождается громким выкриком «кэн-сей», дающим каратисту дополнительную психи­ческую мобилизацию. Возможность свободно регулировать дыхание, способность производить резкий и полный выдох, синхронный с ударом, обусловливается очень спокойным и ритмич­ным диафрагмальным дыханием, четко корре­лируемым с общей психофизической релаксаци­ей. Это находит отражение в том, что после боя у опытных каратистов ЧСС не превышает 90—100 уд/мин.

            5. Важным биомеханическим принципом ка­ратэ является то, что все стойки и передвиже­ния проводятся на полусогнутых ногах (низкие стойки) с постановкой всей стопы, без отрыва пятки от пола. Тем самым достигается: а) мак­симальная устойчивость; б) эффект «сжатой пружины» благодаря готовности к распрямле­нию в тазобедренных и коленных суставах в момент прыжка или удара.

    При передвижении и сменах стоек постоян­ная «игра» расслабления и напряжения созда­ет своеобразный динамический рисунок, прида­ющий схватке пластичность и красоту.

    Вышеописанные принципы определяют осо­бенности и построения каждого занятия каратэ и начального базового тренировочного цикла.

     

    Разминка на начальных этапах борьбы каратэ

     

    Разминка в каратэ имеет много элементов от различных восточных гигиенических гим­настик (в частности, гимнастики «древнего ис­кусства шелкоткачества»). Она направлена не только на укрепление мышечной системы, но и оказывает выраженное влияние на правильное функционирование органов брюшной полости. На начальных этапах занятий каратэ разминка занимает две трети всего времени тренировки. Цель разминки: а) достигнуть максимальной эластичности сухожилий, связок и мышц (тело каратиста, условно говоря, должно быть мак­симально «растянутым», раскованным, без ка­кого-либо закрепощения); б) добиться мак­симальной физиологической амплитуды движе­ний в суставах (особенно развивается подвижность нижних отделов позвоночника и тазобед­ренных суставов); в) выработать скоростной, взрывчатый характер мышечных сокращений; г) уделить внимание скоростной выносливости.

    В разминку вводится большое количество маховых и вращательных движений, прыжко­вых упражнений и упражнений типа «шпагат». Статические упражнения (в какой-то мере на­поминающие статическую гимнастику) сочета­ются с динамическими. Одни и те же упражне­ния выполняются в различном ритме и темпе: от плавных движений, как если бы мы прово­дили эти упражнения в водной среде, до мак­симально быстрых и резких.

    Эти правила сохраняются и при переходе от общих разминочных упражнений к специаль­ным. Последние имитируют важнейшие ключе­вые элементы ударов, блоков и передвижений.

    После общей и специальной разминки при­ступают к изучению стоек. На начальных эта­пах полусогнутые ноги быстро утомляются, что создает трудности для быстрого передвижения. Однако постепенно статическая нагрузка стоек настолько тренирует мышцы бедра, голени и стопы, что каратист свободно расслабляется; при этом возможность свободного передвиже­ния сочетается со способностью к мгновенному расправлению полусогнутых ног с использова­нием их потенциальной энергии для развития максимальной кинетики удара.

    Отработка удара в каратэ происходит в следующей последовательности:

    1) изучение траектории удара, которая проходит по внут­ренней дуге, приближаясь к сагиттальной плоскости. Тем самым автоматически обеспечивает­ся динамический блок возможного встречного удара;

    2) отрабатывается синхронность движе­ний рук. Возвращение противоположной руки к исходному положению на бедре происходит так же быстро и резко, как и движение удар­ной руки. Интересным является прием сосре­доточения внимания на скорости возвращения руки в исходное положение; этим добиваются особой резкости удара;

    3) завершающее вра­щательное движение кулака зеркально отража­ется в синхронном движении противоположной руки;

    4) удар наносится за счет поступательно- вращательного движения бедра при прямой спине и без выведения плеча вперед. В резуль­тате максимальная сила удара с включением больших мышечных масс не приводит к значи­тельному смещению центра тяжести тела и по­тере равновесия;

    5) проведение ударов в раз­личном темпе, в том числе и с максимальным расслаблением, замедлением и плавностью, с переходом к резким и мощным ударам; 6) ши­рокое использование различных спортивных снарядов (мешки, груши), а также специаль­ного снаряда для отработки удара — макивары.

    После усвоения стоек, ударов, передвиже­ний вырабатываются специальные связки: ав­томатизированные, стандартные наборы пере­движений, блоков и ударов, носящих трени­ровочный, а в последующем и боевой характер. Начинаются учебные бои и подготовка к сорев­нованиям. На этом завершается обучение базо­вым приемам каратэ.

    Категория: методические разработки | Добавил: Admin
    Просмотров: 401 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | ВХОД ]
    МБОУ ДОД ДЮСШ "Сибиряк" © 2017
    Наши достижения
    зачисление
    ГТО
    дорога победы 1945
    видеофильмы
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    Все информационные, фото, видео материалы размещены с согласия работников, родителей (законных представителей) учащихся. Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.